+7 (495) 663-04-04
Заказать звонок

Заседания Комитета по холодильной и криогенной промышленности, Рособоронэкспорт (г. Москва)

Заседания Комитета по холодильной и криогенной промышленности, Рособоронэкспорт (г. Москва)
23 Августа 2016

Состоялось  первое заседание Комитета по холодильной и криогенной промышленности Союза машиностроителей России на тему: «Состояние производства холодильной техники для нужд ОПК. Проблемы и пути их решения». В заседании приняли участие представителей государственных органов власти, руководителей ведущих предприятий отрасли, общественных организаций, экспертов и СМИ.

Во вступительном слове Председатель Комитета по холодильной и криогенной промышленности, Председатель Правления Россоюзхолодпрома Юрий Дубровин отметил, что на первое заседание Комитета вынесена проблема, которая особенно волнует всех, кто причастен к генерации искусственного холода: «За последние 20 лет возникла подавляющая зависимость холодильной индустрии России от поставок оборудования и комплектующих из-за рубежа. По данным статистики, не менее 70 % холодильной техники на российском рынке собирается из импортных комплектующих. Не менее 20 % приходится на импорт готового оборудования и лишь 10 %   отечественная продукция», - сказал он, подчеркнув, что такое состояние холодильной и криогенной промышленности вызывает тревогу применительно к общепромышленному оборудованию и совершенно нетерпимо в отношении оборудования, предназначенному для оснащения спецобъектов.

>>>> Протокол заседания

«Широкое применение импортных изделий формирует устойчивую зависимость оборонного комплекса России от импортного производителя и значительно снижает конкурентоспособность при поставках ВВТ на экспорт», - отметил в своем выступлении генеральный директор ООО «Опытно-конструкторское бюро специального холодильного машиностроения ТЕХНАТОН» Илья Черкасов, доклад которого был посвящен проблемам импортозамещения в холодильном  оборудовании специального назначения в составе ВВТ.

Участники заседания констатировали, что поскольку в России фактически не ведется серийное производство основного холодильного оборудования, утрачивается «холодильная безопасность», что, естественно, приведет к снижению уровня военной, технологической и продовольственной безопасности страны. Отметим, что техника низких температур является базовым элементом в осуществлении 10 из 44 критических технологий согласно перечню, утвержденному Распоряжением Правительства РФ от 14 июля 2012 г. №1273-р. В их числе технологии атомной и водородной энергетики, ядерного топливного цикла, новых и возобновляемых источников энергии и других.

По мнению представителей отрасли, проблема заключается в отсутствии возможности машиностроительной промышленности России производить основное холодильное оборудование и, прежде всего, холодильные компрессоры и элементы систем управления холодильными машинами, а также в отсутствии отечественного производства современных холодильных агентов, не подпадающих под запрет международных экологических документов. В частности, из пяти компонентов, составляющих любую холодильную машину, - компрессор, теплообменники, электронный блок, запорно-регулирующая арматура и рабочие вещества (хладагенты, теплопередающие жидкости, масла) лишь теплообменная аппаратура частично производится в России.

«Нет смысла говорить о полном импортозамещении холодильного оборудования, пока не будет организовано серийное производство основы холодильных агрегатов и систем это компрессоров, в особенности, промышленного диапазона холодопроизводительности. Именно от поставок компрессоров зависит жизнеспособность многих отраслей промышленности и сельскохозяйственного производства, а в целом – экономическая безопасность страны», - отметил председатель Комитета Юрий Дубровин.

Особое внимание в рамках дискуссии было уделено вопросам сертификации продукции, а также кадрового обеспечения отрасли: в ряде регионов России существует потребность в квалифицированных инженерах по производству холодильной техники. Представители СоюзМаш проинформировали участников заседания о возможностях взаимодействия в рамках Союза машиностроителей России, в частности, о подготовке кадров, системе сертификации, а также по содействию в решении наиболее острых вопросов развития отрасли на различных уровнях власти.  

В ходе дискуссии участники сошлись во мнении, что необходимость в импортозамещении холодильного оборудования – главная, но не единственная проблема при оснащении специальных объектов. В частности, анализ состояния холодильных систем на объектах Минобороны России, других ведомств, показывает недостаточную унификацию применяемого оборудования, что вносит дополнительные трудности при эксплуатации. Требует упорядочения взаимодействие между заказчиками и инжиниринговыми компаниями. По итогам заседания в Департамент станкостроения и инвестиционного машиностроения Минпромторга РФ будет направлено письмо с перечнем мер, необходимых для исключения зависимости России от импорта холодильного, криогенного, вентиляционного оборудования и комплектующих для оснащения жизненно важных объектов.  

 Кроме того, в ходе заседания были решены организационные вопросы, утвержден состав Комитета, кандидатуры на должности заместителей председателя (исполнительный директор Ассоциации предприятий индустрии климата Дмитрий Кузин, генеральный директор ОАО «Научно-производственное объединение «ГЕЛИЙМАШ» Вадим Удут и председатель Татарстанского реготделения СоюзМаш России, генеральный директор АО «ПО «Завод имени Серго» - АО «ПОЗиС» Радик Хасанов) и ответственного секретаря (исполнительный директор Российского союза предпряитий холодильной промышленности, член-корреспондент Международной академии холода Эдуард Багирян), а также утвержден план работы Комитета на текущий год.

Напомним, Союз машиностроителей России, Председателем которого является генеральный директор Госкорпорации Ростех Сергей Чемезов, уделяет огромное внимание работе над вопросами, важными для развития машиностроительной отрасли. Как отмечает Первый зампред Думского Комитета по промышленности, Первый вице-президент СоюзМаш России Владимир Гутенев, в структуре Союза машиностроителей России – около 30 Комитетов и Комиссий по отраслевым направлениям, которые ведут активную деятельность по защите интересов представителей сообщества машиностроителей.